2. Полет
Полетный контроль осуществляет Автоматическая навигационная система (* Автонавигатор, автонав – т.с. автопилот). На долю пилота остается смотреть и комментировать ее действия для пассажирки, а в некоторых случаях для диспетчера порта – Огенса, а точнее – для истории, т.к. переговоры, бортовое видео и данные телеметрии не только передаются на базу, но и записываются.
- Синий крестик-визир в центре обзорного экрана – направление полета, красная точка рядом – положение главной (продольной) оси дюзы маршевого двигателя. Если за десять секунд работы двигателя на минимальной тяге точка отклоняется, значит центр массы корабля не лежит на оси. Тогда автонавигатор юстирует его положение смещением специальных грузов в разные стороны от оси.
А теперь включаются двигатели системы ориентации (* двигатели поворота) и корабль вращается вокруг оси. Если момент инерции не соосен, ось вращения расходится с главной осью и вновь отклоняется красная точка. Расхождение корректируют те же грузики смещением в продольном направлении по диагоналям, до достижения соосности.
Сейчас корабль кувыркается. Если заносит нос или корму, то вся система грузов перемещается в противоположном направлении, компенсируя отклонение. Так достигается балансировка массы, обеспечивающая прямолинейное движение корабля при работе маршевого двигателя.
При расхождении центра массы с осью тяги, корабль при разгоне и торможении отклоняется в сторону смещения центра, а обнаружить отклонение пилоту не просто, т.к. в пустоте нет визуальных ориентиров.
Тайке указывает на правую стенку:
- Здесь усредненные данные радиации, давления и температуры в салоне и множество других, пока они зеленые и не пищат можно снять защитный шлем. Снимаем, если ты не испытываешь дискомфорта без него.
- По-моему, дискомфорт можно испытать в шлеме. А как его снять?
Тайке показывает как откинуть и захлопнуть шлем, объясняет как открыть блистер (* т.с. стекло только не хрупкое) подшлемника. Глядя на него, Айтане отвоевывает подвижность у скафандра, накрепко примагниченного к креслу второго пилота, осваивается, спрашивает назначение экранов и приборов.
Тем временем Автонавигатор вычисляет положение корабля по оптическим ориентирам – Солнцу, Земле и Марсу, демонстрируя их вид в телескоп.
- Отклонение велико для автономного полета по автонавигатору, но в малых кораблях почти всегда летит пилот, - комментирует результат Тайке.
- А другие корабли летают без пилотов?
- Да, большинство без пилотов: балкеры (* грузовики), зонды, модули будущих орбитальных станций летают на автонаве, пилоты управляют ими дистанционно с орбитальной станции, а иногда и с Земли.
- Сейчас включится маршевый двигатель. Двадцать минут будет неудобно, тяга создает притяжение назад и ощущение полета «лежа на спине», - сообщает Тайке, но ничего для этого не делает, кораблем управляет Автонавигатор. (* при выключенном двигателе в корабле невесомость, а при включении инерция создает притяжение назад, а не вниз.)
- Необычно, а звезды посмотреть можно?
Тайке показывает как управлять изображением на обзорном экране. Это занимает пассажирку на некоторое время.
Орбитальная станция ушла с экранов назад. Кораблик, пойманной сетью рыбкой, повис в прозрачной черноте космоса. Ни на одном экране не наблюдалось ни малейшего движения, несмотря на скорость полета более двух километров в секунду, или в пять раз быстрее пули. Только раз в десять секунд по экранам пробегали декоративные молнии, призванные оторвать пилотов от гипнотизирующей взгляд черноты пространства.
- Смотреть часами скринсейвер – твоя работа? Наверное утомительно, постоянно одно и тоже? – насмешливо спрашивает Айтане.
- Не постоянно, через десять минут картинка сменится – змейка поползет или кошечка пробежит.
- А джойстик такой необычный ради имиджа или в нем скрыто нечто особенное?
- Да, в нем механический интерфейс управления.
- Как это?
- Снизу подведен трос к гироскопу и второй к двигателю. Если при аварии отключится электричество, первым можно управлять гироскопом и ориентировать корабль, а вторым – регулировать тягу.
- Тайке, а правда, пассажирский корабль на орбитальной станции разделяется и летит в разные стороны?
- Да, и не только пассажирские корабли. Также и балкеры состоят из пяти мест под стандартные контейнеры, немногим большие чем наш корабль. Первый, ведущий модуль похож на наш кораблик, только в два раза больше. В нем каюты экипажа. Он полностью автономный, может летать отделяясь от остальных. Каждый из четырех модулей в кормовой связке можно сделать автономным, и назначить ему собственный маршрут. На станциях Земле-Орбитальной или Транзитной проводят техническое освидетельствование корабля после перегрузок при старте с Земли, далее автономные модули ускоряются по индивидуальным маршрутам. Тот в котором ты прилетела сюда, идет на час впереди нас.
- А его можно увидеть?
- Да, войди в сеть и набери свое имя. В панели инструментов выбери Автонав и перейди в Обсервер. Там обычный веб-интерфейс.
- Вау!
Через минуту Айтане рассматривает маленький одинокий кораблик ползущий по экрану куда-то по своим делам в непроглядной темноте. Затем переключается на другие объекты карты.
- Тайке, пока ты не занят, можно я задам тебе несколько вопросов?
- Можно, на Земле их задают постоянно, спрашивай.
Сначала Айтане расспросила Тайке о его планах участия в межпланетных экспедициях, а потом перешла к главному:
- На Землю приходят слухи о таинственных Ночном коктейле, Серой гнили, Золотой флеши и других экзотических материях космоса. Официально их считают плодами пилотских суеверий.
- Извини, о них не говорят в полете, их упоминание считается дурным предзнаменованием.
- Да, я так и думала, а на Земле пилоты отвечают, что они ничего подобного отродясь не встречали и впервые слышат эти термины.
- На Земле комиссии космофлота формируют экипажи, поэтому те кто хочет попасть в космос молчат, т.к. суеверных могут отбраковать первыми. Айтане, может найдутся другие вопросы для обсуждения в полете.
- Один момент! Ты сказал – первыми отбраковывают тех у кого есть опыт контакта с этими явлениями? Я не ослышалась?
- Да, на этом веками стоит цивилизация, но довольно, меняем тему!
- Ты настолько суеверен или у тебя тоже предчувствие?
- Предчувствие?! – они секунду смотрели друг на друга. Суеверия стали быстро обретать плоть, Айтане казалось, что она видит как Серая гниль разливает по стаканчикам Ночной коктейль в стробоскопическом свете Золотой флеши.
За разговорами прошло время полета, до посадки оставалось меньше получаса. Луна постепенно расположилась на нижнем экране и переваливала на другие, когда Тайке попытался связаться с базой лунологов – целью полета. Ему не ответили, и он вызвал диспетчера:
- Луна-Главная, борт X5-03 – Литтл Клауд, Тайке Астерсон. Нет ответа от Луны-17.
- Борт X5-03, диспетчер полетов Ланс Рейбер – Луна-Главная. Вызываю Луну-17, ждите.
- Тайке, у меня в Аське Маша активная, сейчас, - Айтане коснулась пальчиком экрана и почти сразу продолжила – Машуня, приветик! А я лечу к вам на обед.
- Привет, Айка! Жду тебя. Только меня с утра отрядили латать вездеход, прикинь, одной колесо заменить. Оно здесь килограмм десять весит, а на Земле его и вдвоем бы не поднять (* на Луне вес в 6 раз меньше, на Земле колесо бы весило 60 кг).
- Вау! Ты действительно классный технарь, но скажи своему, я тебя после обеда забираю в гиды, покажешь мне Луну.
Через пару минут Мария позвала руководителя экспедиции Зденека, и Тайке предупредил его о предстоящей посадке.
- Луна-Главная, борт X5-03 – Тайке Астерсон. Договорился с Луной-17.
- Как, они мне не отвечают?
- По интернету, конечно. Но ты предупреди их официально.
- Луна-Главная, здесь Роберт Кронферт –Луна-Грузовая. Сказали бы сразу. Лунологи у меня на связи постоянно, говорите!
- Луна-17, почему не отвечаете?
- Отвечаю, Зденек Шашевски – Луна-17. Готов к приему борта X5-03.
- X5-03, Ланс – Луна-Главная. Разрешаю посадку в порт Луна-17.
- Принято, Ланс!
- Мягкой посадки!
Тайке потратил несколько минут на пояснение Айтане действий при посадке, показал ей как привести скафандр в готовность к выходу в безвоздушную среду и проверить его герметичность. Объяснил, что комбинезон с подшлемником также сохраняют герметичность и часовой запас кислорода, только они мягкие, не защитят от излучений, могут порваться, а при их повреждении наступает смерть от декомпрессии.
Тем временем корабль снижался, практически падая на Луну со скоростью более 200 метров в секунду. До посадки оставалось менее 15 минут, когда пилот включил предпосадочные тесты Автонавигатора, полюбовался как мигают зелененькие пиктограммки отдельных систем – локаторов, процессоров, таймеров. Вскоре тесты успешно завершились.