Название: Факел
Аннотация: Фантастический рассказ о катастрофе – падение космического корабля на Луну, действия спасателей и счастливый конец. Все живы и здоровы.
Возрастная маркировка: 6+
Комментарии автора: Последняя веросия одного из моих первых рассказов, написана в 2013. В данной версии внимание уделено переговорам диспетчеров при организации спасательных работ, много терминов, числительных все запутано и непонятно.
Факел
0. Необязательное вступление – можно не читать
Первая версия рассказа написана в 1976 г. и выдержала 20 прочтений за 2 недели. После этого школьная тетрадка в 48-листов истрепалась и рассказ переписан заново. В первой версии описаны только действия пилота, вторая часть с переговорами базовых служб относится к 1982 г., но и тогда он не заносился в компьютер, здесь он фактически написан заново.
Это не фанфик ни с какого боку. Идея рассказа появилась после прочтения романа А. Кларка – Лунная пыль. Главный герой выведен под влиянием Рассказов о пилоте Пирксе С. Лема, рассказ так и назывался – Патруль. Совпадение отдельных элементов с последней частью Лунной радуги С. Павлова удивительно, т.к. совпадает к тому же и по времени написания, но чисто случайно.
В 21-ом веке человечество попыталось открыть тайну гравитации. Ведущие державы: Япония, Россия, США долго экспериментировали, порой казалось успех близок, но ни экспериментального, ни промышленного образца антигравитатора так и не создали.
Тем временем появились новые технологии. Пассивные реакторы, в которых ядерное топливо поджигалось лучом нейтронного лазера. Это позволяло использовать в реакторе любую докритическую массу, причем не только урана, годилось любое радиоактивное вещество, т.е. в нем возможно сжигать уран как уголь – по килограмму. Поскольку в реакторе не набиралось критической массы, отсутствовала избыточная радиация и опасность взрыва.
Следом оказались рассекречены Рейлганы – электромагнитные пушки. На их основе создали стартовые – посадочные катапульты для космических кораблей. Если ранее для вывода корабля на орбиту требовались сотни тонн топлива получаемого из нефти, то для разгона стартовой катапультой горючего не требовалось вовсе.
Наконец, в начале 22 века на мысе Канаверал НАСА построил первую 1000-тонную катапульту. С нее началась новая эра космонавтики – в пространство вышли корабли на которых люди могли жить и работать годами. Количество астронавтов одновременно живущих вне Земли быстро перевалило за сотню. Разумеется возникли и новые проблемы.
Наш герой – Тайке Астерсон относится к младшему поколению, пришедшему в Космофлот позже первых экспедиций, в которых люди соприкоснулись с неведомыми ранее явлениями ближнего космоса.
(* далее в скобках со звездочкой даны подстрочные примечания.)
(* Здесь не будет приводиться описания внешности героев, т.к. все они прошли медицинскую комиссию, стройны как на подбор и одеты в одинаковые синие космофлотские комбинезоны в разной степени изношенные)
При чтении нужно учесть, что переговоры ведутся на английском языке, а в рассказе приведен адаптированный перевод на русский язык, то же касается надписей и сообщений программно-аппаратных комплексов и систем.
1. Знакомство (вступление)
Если посмотреть на Землю сверху, между ней и Луной вращаются две орбитальные станции – «Земля – Орбитальная» - космические ворота планеты и ее пара «Земля-Транзит-2» (* бывшая ОКС «Мир») – исполняющая часть функций первой, когда та оказывается в противостоянии с Луной. Космопорт второй станции стал базой Патрульного отряда, когда в ближнем космосе стали работать сотни людей и, для их обслуживания, потребовались спасатели, пожарные, курьеры, и другие службы. Но нужда в них возникала эпизодически, поэтому их функции свалились на одну службу названную патрульной.
Тайке, пилоту второго класса Патрульного отряда не хотелось лететь на Луну, не смотря на то, что диспетчер Огенс пообещал приятную пассажирку.
Айтане Веллини оказалась симпатичной девушкой, она еще не привыкла к необходимости замедлять движения при пониженной гравитации и вела себя словно оставалась на Земле. (* Здесь не будет приводиться описания внешности героев, т.к. они одеты в одинаковые синие космофлотские комбинезоны)
В лунном скафандре, представляющем собой набор толстенных фибровых гофров, даже очень симпатичная фотомодель выглядит так же, как тот же Огенс в том же скафандре или как сардина в консервной банке. А сквозь светофильтры шлема, защищающие глаза от ионизирующих космических лучей, лицо все-равно увидеть невозможно, остается только пафос – в ближайшие три часа в скафандре справа сидит не начальство озабоченное очередными неполадками, а светлоокое диво. Ага, диво тоже начальство, только озабоченное инспекцией отряда лунологов, а не астронавтов.
Вылет не сложился сразу – манометр кислородного баллона пассажирского места показал пустоту. Пустота могла простираться на сколько угодно километров вокруг орбитальной станции, но для дыхания нужен запас кислорода под давлением не менее 50 атмосфер. Огенс принес тестовый манометр – в баллоне оказались таки требуемые атмосферы, тем не менее его следовало заменить, неисправность встроенного манометра не позволяла контролировать остаток кислорода. На замену и последующую проверку стартовой готовности корабля ушло более получаса.
Дама устала ждать их в диспетчерской, пафосно именуемой Центром управления полетами, и прогуливалась в галерее, являющей заодно приемную Центра, комнату отдыха диспетчеров и патрульных, кухню-столовую, а также исполняющую другие хозяйственные функции. На звонок она отозвалась, следующим актом стало переодевание – прежде чем надеть на нее скафандр, пришлось снять свой, объяснить ей как им пользоваться и зачем его надевать перед рейсом.
Затем посадка в корабль напоминающий бронетранспортер. Представьте себе салон обычной маршрутки 22 века, установленный в металлической цистерне диаметром три метра и длиной около шести. От мелких метеоритов и прочего космического мусора ее защищают двойные стенки с внешним слоем из высокотехнологичных ферросплавов, стоящих почти как драгоценные камни взятые по весу. Они же экранируют от магнитных полей при взлете – посадке с электромагнитной катапульты. Поверхность корабля серовато-бордового оттенка от присадки марганца, на солнце она блестит словно облитая вишневым вареньем. На ней нанесены надписи – номер и название судна и фирма изготовитель:
«X503 – Литтл Клауд – OTRAC Inc»
Внутри маршрутка, как водится, разделена на двухместный пилотский отсек и шестиместный пассажирский, за ними место под груз, автоматику, двигатели.
К рабочему модулю на магнитных амортизаторах пристыкован технический – с более тонкими стенками, в нем нет мест для экипажа, только горючее, реактор, двигатели. (* Двигатели есть в обоих модулях это не описка)
Общая длина корабля из двух модулей 12 метров. При вылетах в дальние рейсы между ними располагают третий подобный модуль – танк с горючим и грузовой трюм.
В пилотском отсеке теснотища, в полный рост может выпрямиться только дюймовочка или мальчик-с-пальчик. В космосе везде теснотища – каждый метр приходится защищать от вакуума, излучений и метеоритов многослойными и многотонными стенками.
Пилотские кресла рассчитаны под скафандры, без них пилоты утонут, для компенсации размеров скафандра регулирется форма и положение кресел и пультов.
Пульт управления первого пилота похож на планшетный компьютер размерами экрана 90 на 120 сантиметров. Он вогнут «ракушкой», его нижняя часть почти горизонтальна и исполняет функции стола. На ней расположен джойстик и несколько клавиш. Далее поверхность экрана плавно загибается вверх и дальняя сторона почти вертикальна, как экран компьютера или телевизора стоящий на столе. Дополнительно, верхние и нижние углы можно изогнуть в желаемую сторону, как вовнутрь, так и наружу. Пульт второго пилота отличается более простым джойстиком.
Переднюю стенку занимают обзорные экраны, на них по умолчанию выводится изображение с камер наружного наблюдения и схема траектории полета с параметрами текущей орбиты. В боковые поверхности салона встроены системы жизнеобеспечения, связи, энергоснабжения.
Вылет задержался едва ли не на час, пока Тайке вырулил в створ стартовой катапульты. Теперь ему окончательно расхотелось лететь. Если бы предчувствия брались в расчет руководством, его бы оставили на базе, но ощущения возникающие у пилота перед стартовой перегрузкой никем не учитывались.
- Борт X5-03 – Литтл Клауд, пилот – Тайке Астерсон, маршрут – Земля-Транзит-2 – Луна-17. К старту готов! – произнес он установленную фразу.
- Земля-Транзит-2, диспетчер Огенс Свенсон. Старт разрешаю!
- Запуск главного реактора, - а через две минуты, - реактор в штатном режиме.
Корабль втягивается в створ и, набирая скорость, несется по направляющим сквозь плазменные кольца ускорителя. В конце пробежки направляющие расходятся подобно лепесткам астры, провожая корабль в рейс, как маленькую пчелку несущую мед.
- Спокойной плазмы, Тайке!
2. Полет
Через минуту он в пространстве, база быстро превращается в кружочек на экране заднего вида и вскоре исчезнет совсем. Сомнения забыты, начинается привычная работа – проверка систем корабля.
Полетный контроль осуществляет Автоматическая навигационная система (* Автонавигатор, автонав – т.с. автопилот). На долю пилота остается смотреть и комментировать ее действия для пассажирки, а в некоторых случаях для диспетчера порта – Огенса, а точнее – для истории, т.к. переговоры, бортовое видео и данные телеметрии не только передаются на базу, но и записываются.
- Синий крестик-визир в центре обзорного экрана – направление полета. Красная точка рядом с ним – положение главной (продольной) оси дюзы маршевого двигателя. Если за десять секунд работы двигателя на минимальной тяге точка отклоняется, значит центр массы корабля не лежит на оси. Тогда автонавигатор юстирует его положение смещением специальных грузов в разные стороны от оси.
А теперь включаются двигатели системы ориентации (* двигатели поворота) и корабль вращается вокруг оси. Если момент инерции не соосен, ось вращения расходится с главной осью и вновь отклоняется красная точка. Расхождение корректируют те же грузики смещением в продольном направлении по диагоналям, до достижения соосности.
Сейчас корабль кувыркается. Если заносит нос или корму, то вся система грузов перемещается в противоположном направлении, компенсируя отклонение. Так достигается балансировка массы, обеспечивающая прямолинейное движение корабля при работе маршевого двигателя.
При расхождении центра массы с осью тяги, корабль при разгоне и торможении отклоняется в сторону смещения центра, а обнаружить отклонение пилоту не просто, т.к. в пустоте нет визуальных ориентиров.
Тайке указывает на правую стенку:
- Здесь усредненные данные радиации, давления и температуры в салоне и множество других, пока они зеленые и не пищат можно снять защитный шлем. Снимаем, если ты не испытываешь дискомфорта без него.
- По-моему, дискомфорт можно испытать в шлеме. А как его снять?
Тайке показывает как откинуть и захлопнуть шлем, объясняет как открыть блистер (* т.с. стекло только не хрупкое) подшлемника. Глядя на него, Айтане отвоевывает подвижность у скафандра, накрепко примагниченного к креслу второго пилота, осваивается, спрашивает назначение экранов и приборов.
Тем временем Автонавигатор вычисляет положение корабля по оптическим ориентирам – Солнцу, Земле и Марсу, демонстрируя их вид в телескоп.
- Отклонение велико для полета по автонавигатору, но в малых кораблях почти всегда летит пилот, - комментирует результат Тайке.
- А другие корабли летают без пилотов?
- Да, большинство – без пилотов: балкеры (* грузовики), зонды, модули будущих орбитальных станций летают на автонаве, пилоты управляют ими дистанционно с орбитальной станции, а иногда и с Земли.
- Сейчас включается маршевый двигатель. Двадцать минут будет неудобно, тяга создает притяжение назад и ощущение полета «лежа на спине», - сообщает Тайке, но ничего не делает, кораблем управляет Автонавигатор. (* при выключенном двигателе в корабле невесомость, а при включении инерция создает притяжение назад, а не вниз.)
- Необычно, а звезды посмотреть можно?
Тайке показывает как управлять изображением на обзорном экране. Осмотр звездной панорамы занимает пассажирку на некоторое время.
Орбитальная станция ушла с экранов назад. Кораблик, пойманной сетью рыбкой, повис в прозрачной черноте космоса. Ни на одном экране не наблюдалось ни малейшего движения, несмотря на скорость полета более двух километров в секунду, или в пять раз быстрее пули. Каждые десять секунд по экранам пробегали декоративные молнии, призванные оторвать пилотов от гипнотизирующей взгляд черноты пространства.
- Смотреть часами скринсейвер – твоя работа? Наверное утомительно, постоянно одно и тоже? – насмешливо спрашивает Айтане.
- Не постоянно, через десять минут картинка сменится – змейка поползет или кошечка пробежит.
- А джойстик такой необычный ради имиджа или в нем скрыто нечто особенное?
- Да, в нем механический интерфейс управления.
- Как это?
- Снизу подведен трос к гироскопу и второй к двигателю. Если при аварии отключится электричество, первым можно управлять гироскопом и ориентировать корабль, а вторым – регулировать тягу.
- Тайке, а правда, пассажирский корабль на орбитальной станции разделяется и летит в разные стороны?
- Да, и не только пассажирские корабли. Также и балкеры состоят из пяти мест под стандартные контейнеры, немногим большие чем наш корабль. Первый, ведущий модуль похож на наш кораблик, только в два раза больше. В нем каюты экипажа. Он полностью автономный, может летать отделяясь от остальных. Каждый из четырех модулей в кормовой связке можно сделать автономным, и назначить ему собственный маршрут. На станциях Земле-Орбитальной или Транзитной проводят техническое освидетельствование корабля после перегрузок при старте с Земли, далее автономные модули ускоряются по индивидуальным маршрутам. Тот в котором ты прилетела сюда, идет к Луне на час впереди нас.
- А его можно увидеть?
- Да, войди в сеть и набери свое имя. В панели инструментов выбери Автонав и перейди в Обсервер. Там обычный веб-интерфейс.
- Вау!
Через минуту Айтане рассматривает маленький одинокий кораблик ползущий по экрану куда-то по своим делам в непроглядной темноте. Затем переключается на другие объекты карты.
- Тайке, пока ты не занят, ответь мне на несколько вопросов?
- На Земле их задают постоянно, спрашивай.
Сначала Айтане поинтересовалась его планами и видами на участие в межпланетных экспедициях, а потом перешла к главному:
- На Землю приходят слухи о таинственных Ночном коктейле, Серой гнили, Золотой флеши и других экзотических материях космоса. Официально их считают плодами пилотских суеверий.
- Извини, о них не говорят в полете, их упоминание считается дурным предзнаменованием.
- Да, я так и думала, а на Земле пилоты отвечают, что они ничего подобного отродясь не встречали и впервые слышат эти термины.
- На Земле комиссии космофлота формируют экипажи, поэтому те кто хочет вернуться в космос молчат, т.к. суеверных могут отбраковать первыми. Айтане, может найдутся другие вопросы для обсуждения в полете.
- Момент! Ты сказал – первыми отбраковывают тех, кто о таких явлениях знает, встречался с ними, и имеет опыт контакта? А поэтому космонавты молчат не только на комиссиях космофлота, но и в Европейском институте изучающем космос. Я не ослышалась?
- Да, на этом веками стоит цивилизация, но довольно, меняем тему!
- Ты настолько суеверен или у тебя тоже предчувствие?
- Предчувствие?! – они секунду смотрели друг на друга. Суеверия стали быстро обретать плоть, Айтане казалось, что она видит как Серая гниль разливает по стаканчикам Ночной коктейль в стробоскопическом свете Золотой флеши.
За разговорами прошло время полета, до посадки оставалось меньше получаса. Луна постепенно расположилась на нижнем экране и переваливала на другие, когда Тайке попытался связаться с базой лунологов – целью полета. Ему не ответили, и он вызвал диспетчера:
- Луна-Главная, борт X5-03 – Литтл Клауд, Тайке Астерсон. Нет ответа от Луны-17.
- Борт X5-03, диспетчер полетов Ланс Рейбер – Луна-Главная. Вызываю Луну-17, ждите.
- Тайке, у меня в Аське Маша активная, сейчас, - Айтане коснулась пальчиком экрана и почти сразу продолжила – Машуня, приветик! А я лечу к вам на обед.
- Привет, Айка! Жду тебя. Только меня с утра отрядили латать вездеход, прикинь, одной колесо заменить. Оно здесь килограмм десять весит, а на Земле его и вдвоем бы не поднять (* на Луне вес в 6 раз меньше, на Земле колесо бы весило 60 кг).
- Вау! Ты действительно классный технарь, но передай своему, я тебя после обеда забираю в гиды, покажешь мне Луну.
Через пару минут Мария позвала руководителя экспедиции Зденека, и Тайке предупредил его о предстоящей посадке.
- Луна-Главная, борт X5-03 – Тайке Астерсон. Договорился с Луной-17.
- Как, они мне не отвечают?
- По интернету, конечно. Но ты предупреди их официально.
- Луна-Главная, здесь Роберт Кронферт –Луна-Грузовая. Сказали бы сразу. Лунологи у меня на связи постоянно, говорите!
- Луна-17, почему не отвечаете?
- Отвечаю, Зденек Шашевски – Луна-17. Готов к приему борта X5-03.
- X5-03, Ланс – Луна-Главная. Разрешаю посадку в порт Луна-17.
- Принято, Ланс!
- Мягкой посадки!
Тайке потратил несколько минут на пояснение Айтане действий при посадке, показал ей как привести скафандр в готовность к выходу в безвоздушную среду и проверить его герметичность. Объяснил, что комбинезон с подшлемником также сохраняют герметичность и часовой запас кислорода, только они мягкие, не защитят от излучений, могут порваться, а при их повреждении наступает смерть от декомпрессии.
Тем временем корабль снижался, практически падая на Луну со скоростью более 200 метров в секунду. До посадки оставалось менее 15 минут, когда пилот начал предпосадочные тесты Автонавигатора, полюбовался как мигают зелененькие пиктограммки отдельных систем – локаторов, процессоров, таймеров. Вскоре тесты успешно завершились.
Исходный вариант текста:
Первая версия рассказа написана в 1976 г. и выдержала 20 прочтений за 2 недели. После этого школьная тетрадка в 48-листов истрепалась и рассказ переписан заново. В первой версии описаны только действия пилота, вторая часть с переговорами базовых служб относится к 1982 г., но и тогда он не заносился в компьютер, здесь он фактически написан заново.
Это не фанфик ни с какого боку. Идея рассказа появилась после прочтения романа А. Кларка – Лунная пыль. Главный герой выведен под влиянием Рассказов о пилоте Пирксе С. Лема, рассказ так и назывался – Патруль. Совпадение отдельных элементов с последней частью Лунной радуги С. Павлова удивительно, т.к. совпадает к тому же и по времени написания, но чисто случайно.
В 21-ом веке человечество попыталось открыть тайну гравитации. Ведущие державы: Япония, Россия, США долго экспериментировали, порой казалось успех близок, но ни экспериментального, ни промышленного образца антигравитатора так и не создали.
Тем временем появились новые технологии. Пассивные реакторы, в которых ядерное топливо поджигалось лучом нейтронного лазера. Это позволяло использовать в реакторе любую докритическую массу, причем не только урана 235, годилось любое радиоактивное вещество, т.е. в нем возможно сжигать уран как уголь – по килограмму. Поскольку в реакторе не набиралось критической массы, отсутствовала избыточная радиация и опасность взрыва.
Следом оказались рассекречены Рейлганы – электромагнитные пушки. На их основе создали стартовые – посадочные катапульты для космических кораблей. Если ранее для вывода 1 т. груза на орбиту требовалось более 100 т. топлива получаемого из нефти, то для разгона корабля стартовой катапультой горючего не требовалось.
Наконец, в начале 22 века на м. Канаверал НАСА построило первую 1000-тонную катапульту. С нее началась новая эра космонавтики – в пространство вышли корабли массой до 1000 тонн, на которых люди могли жить и работать годами. Количество космонавтов одновременно живущих вне Земли быстро перевалило за сотню. Разумеется возникли и новые проблемы.
Наш герой – Тайке Астерсон относится к младшему поколению, которое пришло в Космофлот позже первых экспедиций 22 века, в которых люди соприкоснулись с неведомыми ранее явлениями ближнего космоса.(* далее в скобках со звездочкой даны подстрочные примечания.)
(* Здесь не будет приводиться описания внешности героев, т.к. все они прошли медицинскую комиссию, стройны как на подбор и одеты в одинаковые синие космофлотские комбинезоны в разной степени застиранные)
Так же при чтении нужно учесть, что переговоры ведутся на английском языке, а в рассказе приведен адаптированный перевод на русский язык, то же касается надписей и сообщений программно-аппаратных комплексов и систем.1. Знакомство (вступление)
Тайке, пилот второго класса Патрульного отряда космопорта Орбитальной станции «Земля-Транзит-2» (* бывшая ОКС «Мир») вновь не хотел лететь на Луну. Это его третий самостоятельный вылет, но нежелание вызвано не страхом. Не хотелось, не смотря на то, что диспетчер Огенс пообещал приятную пассажирку.
Айтане Веллини оказалась симпатичной девушкой, она еще не привыкла к необходимости замедлять движения при пониженной гравитации и вела себя словно оставалась на Земле. (* Здесь не будет приводиться описания внешности героев, т.к. они одеты в одинаковые синие космофлотские комбинезоны)
В лунном скафандре, представляющем собой набор толстенных цилиндрических фибровых гофров, даже очень симпатичная фотомодель выглядит так же, как тот же Огенс в том же скафандре или как сардина в консервной банке. А сквозь светофильтры шлема, защищающие глаза от ионизирующих космических лучей, лицо все-равно увидеть невозможно, остается только пафос – в ближайшие три часа в скафандре справа сидит не начальство озабоченное очередными неполадками, а светлоокое диво. Ага, диво тоже начальство, только озабоченное инспекцией отряда лунологов, а не астронавтов.Вылет не сложился сразу – манометр кислородного баллона пассажирского места показал пустоту. Пустота могла простираться на сколько угодно километров вокруг Орбитальной станции «Земля-Транзит-2», но в баллоне нужно иметь не менее 50 атмосфер кислорода. Огенс принес тестовый манометр – в баллоне оказались таки требуемые атмосферы, тем не менее его следовало заменить, неисправность встроенного манометра не позволяла контролировать остаток кислорода, поэтому являлась основанием для отбраковки. На это ушло минут 10, далее Тайке перепроверил готовность корабля и потерял еще 20 минут.
Дама устала ждать их в диспетчерской, пафосно именуемой Центром управления полетами, и прогуливалась в галерее, являющей заодно приемную Центра, комнату отдыха диспетчеров и патрульных, кухню-столовую, а также исполняющую другие хозяйственные функции. На звонок она отозвалась, следующим актом стало переодевание – прежде чем надеть на нее скафандр, пришлось снять свой, объяснить ей как им пользоваться и зачем его надевать перед рейсом.
Затем посадка в корабль похожий на бронетранспортер. Представьте себе салон обычной маршрутки 22 века, установленный в металлической цистерне диаметром три метра и длиной около шести. Двойные стенки с внешним слоем толщиной до 80 мм защищают ее от мелких метеоритов и прочего космического мусора и заодно экранируют от магнитных полей при взлете – посадке с электромагнитной катапульты. В пилотском отсеке теснотища, в полный рост может выпрямиться только дюймовочка или мальчик-с-пальчик. В космосе везде теснотища – каждый метр приходится защищать от вакуума, излучений и метеоритов такими вот многослойными цистернами весом от 5 тонн на метр и более, сделанными из высокотехнологичных ферросплавов, стоящих почти как драгоценные камни взятые по весу.
Внутри маршрутка, как водится, разделена на двухместный пилотский отсек и пассажирский – шестиместный, а за ним отсеки под груз, автоматику, двигатель и т.п. За рабочим модулем на вакуумных магнитных амортизаторах пристыкован технический – диаметром четыре метра, с более тонкими стенками, в нем нет мест для людей, там горючее, реактор, двигатели. (* Двигатели есть в обоих модулях это не описка) Общая длина корабля из двух модулей 12 метров. При вылетах на дальние расстояния между ними располагают третий подобный модуль – танк с горючим и грузовой трюм.
Пилотские кресла изготовлены под скафандры, без них пилоты утонут, для компенсации размеров скафандра можно отрегулировать форму и положение кресел и пультов. Пульт управления первого пилота – похож на планшетный компьютер размерами экрана 90 сантиметров на 1200, толщиной 5 сантиметров. Пульт вогнут «ракушкой» так, что нижняя сторона экрана почти горизонтальна и исполняет функции стола, на ней расположен джойстик и несколько аппаратных клавиш. А верхняя сторона почти вертикальна как экран компьютера или телевизора стоящий на столе. В дополнение пульт гибкий, верхние и нижние углы можно изогнуть в желаемую сторону – внутрь так и наружу. Пульт второго пилота отличается только менее экзотическим джойстиком. Впереди располагаются обзорные экраны, на которых по умолчанию проектируется изображение камер наружного наблюдения и схема траектории полета с параметрами текущей орбиты. В боковые поверхности салона встроены системы жизнеобеспечения, связи, энергоснабжения и т.п.
Вылет задержался едва ли не на час, пока Тайке вырулил в створ стартовой катапульты – электромагнитного ускорителя. В этот момент ему окончательно расхотелось лететь. Если бы предчувствия брались в расчет руководством, он остался бы на базе, но ощущения возникающие у пилота перед стартовой перегрузкой никем не учитывались.
- Борт X5-03 – Литтл Клауд, пилот – Тайке Астерсон, маршрут – Земля-Транзит-2 – Луна-17. К старту готов! – произнес он установленную формулу.
- Земля-Транзит-2, диспетчер Огенс Свенсон. Старт разрешаю!
- Запуск главного реактора, - а через две минуты, - реактор в штатном режиме.
Корабль втягивается в створ и, набирая скорость, несется по направляющим сквозь плазменные кольца ускорителя. В конце пробежки направляющие расходятся подобно лепесткам астры, провожая корабль в рейс, как маленькую пчелку несущую мед.
- Спокойной плазмы, Тайке!
Через минуту он в пространстве, база превратилась в кружочек на экране заднего вида и вскоре исчезнет совсем. Сомнения забыты, начинается привычная работа – проверка систем корабля.2. Полет
Полетный контроль осуществляет Автоматическая навигационная система (* Автонавигатор, автонав – т.с. автопилот). На долю пилота остается смотреть и комментировать ее действия для пассажирки, а в некоторых случаях для диспетчера порта – Огенса, точнее – для истории, т.к. переговоры, бортовое видео и данные телеметрии не только передаются на базу, но и записываются.
- Синий крестик-визир в центре обзорного экрана – направление полета, красная точка рядом – положение главной (продольной) оси дюзы маршевого двигателя. Если за десять секунд работы двигателя на минимальной тяге точка отклоняется, значит центр массы корабля не лежит на оси, и автонавигатор юстирует его положение смещением специальных грузов в разные стороны от оси.
А теперь включаются двигатели системы ориентации (* двигатели поворота) и корабль вращается вокруг оси. Если момент инерции не соосен, ось вращения расходится с главной осью и вновь отклоняется красная точка. Расхождение корректируют те же грузики смещением в продольном направлении по диагоналям, до достижения соосности моментов.
Сейчас корабль кувыркается, если заносит нос или корму, то вся система грузов перемещается в противоположном направлении, компенсируя отклонение. Так достигается балансировка массы, обеспечивающая прямолинейное движение корабля при работе маршевого двигателя. Если центр массы не совпадет с осью тяги, то при разгоне – торможении корабль начнет отклоняться в сторону смещения центра, обнаружить отклонение пилоту не просто, т.к. в пустоте нет ориентиров.
Тайке указывает на правую стенку:
- Здесь усредненные данные радиации, давления и температуры в рубке и много других, пока они зеленые и не пищат можно снять защитный шлем. Снимаем, если ты не испытываешь дискомфорта без него.
- По-моему, дискомфорт можно испытать в шлеме. А как его снять?
Тайке показывает как откинуть и закрыть шлем, объясняет как открыть блистер (* т.с. стекло только не хрупкое) подшлемника и т.п. Глядя на него, Айтане отвоевывает подвижность у скафандра, накрепко примагниченного к креслу второго пилота, осваивается, спрашивает назначение экранов и приборов. Тем временем Автонавигатор вычисляет положение корабля по оптическим ориентирам – Солнцу, Земле и Марсу, демонстрируя их вид в телескоп.
- Отклонение 8% - много для автономного полета по автонавигатору, но в малых кораблях почти всегда летит пилот.
- А другие корабли летают без пилотов?
- Да, большинство без пилотов: балкеры (* грузовики), зонды, исследовательские комплексы, модули будущих орбитальных станций летают на автонаве, пилоты управляют ими дистанционно с орбитальной базы, а иногда и с Земли.
- Включение маршевого двигателя. Двадцать минут будет неудобно, тяга создает притяжение назад и ощущение полета «лежа на спине». (* при выключенном двигателе в корабле невесомость, а при включении инерция создает притяжение назад, а не вниз.)
- Необычно, а звезды посмотреть можно?
Тайке спроектировал видео с навигатора на обзорный экран и показал как управлять изображением. Это заняло ее на некоторое время. Орбитальная станция ушла с экранов назад. Кораблик, пойманной сетью рыбкой, повис в прозрачной черноте космоса. Ни на одном экране не наблюдалось ни малейшего движения, несмотря на собственную скорость более 2,5 километров в секунду – 10 000 километров в час, или в 5 раз быстрее пули. Только раз в 10 секунд по экранам пробегали декоративные молнии, призванные оторвать пилотов от гипнотизирующей взгляд черноты пространства.
- Смотреть часами скринсейвер – твоя работа? Наверное утомительно, постоянно одно и тоже? – насмешливо спрашивает Айтане.
- Не постоянно, через десять минут картинка сменится – змейка поползет или кошечка.
- А джойстик такой необычный ради имиджа или в нем скрыто нечто особенное?
- Да, в нем механический интерфейс управления.
- Как это?
- Снизу подведен трос к гироскопу и второй к двигателю. При аварии энергосистемы первым можно управлять гироскопом и ориентировать корабль, а вторым – регулировать подачу топлива и тягу.
- Тайке, а правда, пассажирский корабль на орбитальной станции разделяется и летит в разные стороны?
- Да, и не только пассажирские корабли. Также и балкеры состоят из пяти мест под стандартные контейнеры. Первый, модуль управления или ведущий, похож на наш кораблик, только в два раза больше. В нем каюты экипажа. Он полностью автономный, может летать отделяясь от связки. Еще один такой же автономный модуль находится в резерве в кормовой связке четырех модулей. Два грузовых или пассажирских контейнера из четырех могут устанавливаться как автономные, так и пассивные, последние в конце маршрута станут жилыми модулями новых баз или кораблей. Пятый модуль как правило танк с топливом для кораблей или реакторов и он же грузовой трюм или склад.
На станциях Земле-Орбитальной или Транзитной проводят техническое освидетельствование корабля после стартовых перегрузок, далее автономные модули ускоряются по индивидуальным маршрутам. Борт 53-38 на котором ты летела, на час впереди нас.
- А его можно увидеть?
- Да, войди в сеть и набери свое имя. В панели инструментов выбери Автонав и перейди в Обсервер. Там обычный веб-интерфейс.
- Вау!
Через минуту Айтане рассматривает маленький одинокий кораблик ползущий по экрану куда-то по своим делам в непроглядной темноте. Затем переключается на другие объекты карты.- Тайке, пока ты не занят, можно я задам тебе несколько вопросов?
- Можно, на Земле их задают постоянно, спрашивай.
Сначала Айтане, как водится, расспросила Тайке о его планах участия в межпланетных экспедициях, а потом перешла к главному:
- На Землю приходят слухи о таинственных Ночном коктейле, Серой гнили, Золотой флеши и других экзотических космических материях. Официально их считают плодами пилотских суеверий.
- Извини, о них не говорят в полете, их упоминание считается дурным предзнаменованием.
- Да, я так и думала, а на Земле пилоты отвечают, что они ничего такого отродясь не встречали и впервые слышат эти термины.
- На Земле комиссии космофлота формируют экипажи, поэтому те кто хочет попасть в космос молчат, т.к. суеверных могут отбраковать первыми. Айтане, может найдутся другие вопросы для обсуждения в полете.
- Момент! Ты сказал – первыми отбраковывают тех у кого есть опыт контакта с этими явлениями? Я не ослышалась?
- Да, на этом веками стоит цивилизация, но довольно, меняем тему!
- Ты настолько суеверен или у тебя тоже предчувствие?
- Предчувствие?! – они секунду смотрели друг на друга. Суеверия стали быстро обретать плоть, Айтане казалось, что она видит как Серая гниль разливает по стаканчикам Ночной коктейль в стробоскопическом свете Золотой флеши.Так за разговорами прошло время полета, до посадки оставалось меньше получаса. Луна заняла весь нижний экран и переваливала на другие, когда Тайке попытался связаться с базой лунологов, куда им предстояло садиться. Ему не ответили, и он вызвал Луну-Главную:
- Луна-Главная, борт X5-03 – Литтл Клауд, Тайке Астерсон. Нет ответа от Луны-17.
- Борт X5-03, диспетчер полетов Ланс Рейбер – Луна-Главная. Вызываю Луну-17, ждите.
- Тайке, у меня в Аське Маша активная, сейчас, - Айтане коснулась пальчиком экрана и почти сразу продолжила – Машуня, приветик! А я лечу к вам на обед.
- Привет, Айка! Жду тебя. Только меня с утра отрядили латать вездеход, прикинь, одной колесо заменить. Оно здесь килограмм десять весит, а на Земле его и вдвоем бы не поднять (* на Луне вес в 6 раз меньше, на Земле колесо бы весило 60 кг).
- Вау! Ты действительно классный технарь, но скажи своему, я тебя после обеда забираю в гиды, покажешь мне Луну.
Через пару минут Мария позвала руководителя экспедиции Зденека, и Тайке предупредил его о предстоящей посадке.- Луна-Главная, борт X5-03 – Тайке Астерсон. Договорился с Луной-17.
- Как, мне они не отвечают?
- По интернету, конечно. Но ты предупреди их официально.
- Луна-Главная, здесь Айсин Линс –Луна-Грузовая. Сказали бы сразу. Лунологи у меня на связи постоянно, говорите!
- Луна-17, почему не отвечаете?
- Отвечаю, Зденек Шашевски – Луна-17. Готов к приему борта X5-03.
- X5-03, Ланс – Луна-Главная. Разрешаю посадку в порт Луна-17.
- Принято, Ланс!
- Мягкой посадки!Тайке потратил несколько минут на пояснение Айтане действий при посадке, показал ей как привести скафандр в готовность к выходу в безвоздушную среду и проверить его герметичность. Объяснил, что комбинезон с подшлемником также сохраняют герметичность и часовой запас кислорода, только они мягкие, не защитят от излучений, могут порваться, а при их повреждении наступает смерть от декомпрессии.
Тем временем корабль снижался, практически падая на Луну со скоростью более 200 метров в секунду. До посадки оставалось менее 15 минут, когда пилот включил предпосадочные тесты Автонавигатора, полюбовался как мигают зелененькие пиктограммки отдельных систем – локаторов, процессоров, таймеров. Через три минуты получил ответ – тесты завершены успешно.
Отредактировано Elleanelle (2014-01-17 16:31:58)